Заключительная часть

В основную часть включаются живые подвижные игры и элементы спортивных игр (в зависимости от трудности игры и состава больных от 5 до 20 мин). Заключительная часть предназначена для возвращения в спокойное состояние (1-2 мин). После завершения заключительной части у больных должно оставаться желание вновь вернуться к упражнениям и играм. Они ни в коем случае не должны испытывать чрезмерного утомления. При правильном проведении упражнений у них должны сохраняться бодрость и хорошее настроение. В заключительную часть обычно включают различные модификации ходьбы, упражнения на сохранение равновесия и пр. По окончании упражнений наступает 5-10-минутный отдых. Во время отдыха у больных подсчитывают пульс, некоторым, кроме того, измеряют артериальное давление и частоту дыхания, причем это делают сразу после окончания упражнений и спустя 5-10 мин. Время между первым и вторым измерением используется для дальнейших дополнительных объяснений о значении тех или иных упражнений. Больным следует разъяснить, что лечебная гимнастика существенный образом влияет на организм в целом. Представляя собой повышенную физическую нагрузку, она постепенно становится чрезвычайно важным фактором, разумеется, в том случае, если упражнения выполняются достаточно интенсивно и регулярно. Улучшение двигательных функций достигается систематической тренировкой. Первоначально работа отдельных частей тела и органов как бы несыграна и механика дыхания неэкономична. Постепенно, однако, улучшается согласованность нервно-мышечного аппарата, вырабатывается определенный автоматизм; адаптируются и органы дыхания. Легкие начинают нормально вентилироваться. Легочная ткань становится более устойчивой и укрепляется функционально. Ослабленный туберкулезом организм быстро утомляется, поэтому необходимо постепенно приспосабливать его к требованиям повседневной жизни. И здесь весьма действенна именно лечебная физкультура, с помощью которой в той мере, насколько это возможно,» следует стараться вернуть больным утраченные или ослабленные болезнью функции, а затем подготовить их к соответствующим профессиональным занятиям.