Гордостью венгерского искусства – является станковая живопись

Ее достойно представляет картина Эндре Домановски «Перед плавкой». Это большое полотно привлекает своей композиционной стройностью, лаконичностью, точным изображением поз и лиц, передающим напряжение ответственного момента труда. Домановски создал монументальное произведение, убедительное по своей идее и колориту.

Не только в Венгрии, но и за рубежом широко известна венгерская историческая живопись, в частности картина Дьердя Кадара и Дьердя Конечни «Перед бурей», изображающая крестьянское восстание 1514 г. под руководством Дьердя Дожи. Герой картины — народ, поднявшийся против векового гнета феодалов.

Из работ художников молодого поколения следует отметить запоминающееся полотно Эндре Веспреми о встрече вождя восставшей бедноты Тамаша Эсе с руководителем национально-освободительной войны Ференцем Ракоци, картины по номерам на сайте https://domisk.com.ua «Казнь членов саксардской директории» Шимона Шарканю. «Борьба с мониторами» Корпела Сентдьерди, «Партизаны» Йене Бенедекта, «Освобождение» Шандора Эка, работы замечательного мастера политической карикатуры Йолан Силади.

Из художников старшего поколения плодотворно работают Имре Соботка, Иштван Мачаи, Роберт Берень. Последний, например, написал талантливую картину «Ученик художника». Привлекает внимание картина Лайоша Сентивани «Строительство моста им. Кошута».

Для искусства 60-х годов характерно многообразие художественных исканий при общности идейных устремлений, направленных на создание произведений для народа. Мастера широко известной в Венгрии и за рубежом ходмезевашархейской школы обратились к изображению социалистического села. Их картинам на темы жизни современной деревни присущи лаконизм, стройность и сдержанность.

Заметных успехов достигли художники-монументалисты. Фреска «Смычка города с деревней» Эндре Домановски над входом в Дунауйварошский металлургический комбинат выполнена (1956 г.

с большим мастерством и выражает общую тенденцию нового венгерского искусства, ставшего на позиции социалистического реализма. Обладающий богатым даром композиционной импровизации Эндре Домановски придает большое значение архитектоническому, пространственно-конструктивному построению. В то же время он уделяет серьезное внимание декоративной стороне задачи, которая всегда решается им с большой живописной свободой.